Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.
Родители преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике. Последнее, увы, встречается нередко, и причина этого заключается не только в нехватке времени или усталости от необходимости учиться вместе с ребенком, заново проходя с ним школьный курс.
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.
Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала.
Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Как бы не менялись времена и педагогические подходы, смысл воспитания воли остается, по сути, неизменным. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я могу это делать», чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое могу превратилось в радостное хочу. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели, маленький человек постепенно учиться ставить перед собою цели и идти к ним.
Первый класс – это новые условия жизни ребенка, которые образуют новые зоны уязвимости для его психического здоровья. Перемены нередко несут с собой сложности, но бояться их не нужно: вовремя осознанные сложности – это половина успеха их преодоления. Усталость от присутствия других людей – важное изменение в жизни первоклассника. Его поведение становится полностью «прилюдным» и контролируется другими. Он практически не остается один – все поступки, привычки, любые движения являются предметом наблюдения оценки со стороны других людей. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ученика. Чтобы облегчить эту нагрузку, ребенку нужно дома создать возможность для уединения и по возможности не делать лишних замечаний.
Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Несколько правил для родителей.
Правило 1: при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.
Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.
Правило 3: не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.
Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.
Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.
Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
(с) Советы психологов, по материалам журнала "Лиза. Мой ребенок"